Фильмы о психотерапии и психологической помощи

Умница Уилл Хантинг

2024-07-19 02:56
1997
Режиссёр: Гас ван Сент
В ролях: Робин Уильямс, Мэтт Дэймон, Бен Эффлек, Минни Драйвер, Стеллан Скарсгард, Кэйси Эффлек, Коул Хаузер

Для Уилла (Мэтт Дэймон) таким человеком становится его психолог Шон. Уилл - сирота из рабочего квартала, склонный к агрессии и правонарушениям. Он работает уборщиком, проводит время в барах и драках и, похоже, в будущем его не ждет ничего хорошего. В то же время, Уилл чрезвычайно одарен, особенно – в математике.

Благодаря встрече с известным профессором, перед ним открывается возможность совершенно изменить свою жизнь. Если Уилла не успеют посадить в тюрьму… Под угрозой осуждения он вынужден согласиться на принудительную психологическую помощь. После нескольких неудачных попыток, Уилл наконец встречается с подходящим ему психологом.

В процессе терапии, клиент в своих отношениях с профессиональным психологом всегда воспроизводит тот же тип отношений, что свойственен ему в повседневной жизни. Поэтому для Уилла психотерапия поначалу больше похожа на драку, жесткое противостояние двух мужчин. Но постепенно, шаг за шагом, отношения Уилла и Шона становятся человечными и тёплыми. Как результат – искренние и близкие отношения появляются и в его реальной жизни. Но, тому кто много лет избегал близости, защищая себя от боли расставания, непросто пойти навстречу другому человеку. Уиллу предстоит проделать очень большую работу.

Конечно, помощь психолога в этом, как и в любом другом фильме показана очень условно. Но обратите внимание на прекрасную сцену второй встречи Уилла и Шона. Психотерапевт находит верный подход к Уиллу: он бросает ему вызов, используя привычный ему язык и тем самым мотивируя на сотрудничество. И тот включается в работу. «Да, ты все читал, ты многое знаешь и понимаешь, но что ты видел сам? Что ты чувствовал? Что пережил? А без этого, чего ты стоишь?», - говорит Уиллу Шон.

У Уилла было несчастливое детство, его мало любили, над ним много издевались. Дети так устроены, что если в их жизни происходит что-то плохое, они считают виноватыми себя. И это чувство вины остается уже в выросших детях, мешая принимать то хорошее, что происходит в их жизни. Для того, чтобы принять новое будущее, Уиллу предстоит вспомнить и принять свое прошлое, и Шон, в своем стремлении помочь в этом, весьма настойчив:

- Посмотри на меня: ты не виноват.
- Я знаю.
- Нет, посмотри на меня: ты не виноват.

- Да знаю я, что ты ко мне привязался.

- Посмотри на меня: ты не виноват!

Идея доверия, основанная на предельной искренности, пронизывает весь фильм. Думаю, именно благодаря созвучию подходов, Гас ван Сент выбрал Уиллу психотерапевта именно гуманистического направления. Тогда гуманистические психологи считали, что самораскрытие психотерапевта – ключ к доверию, а значит и к успешной психотерапии. Шон предельно откровенен с Уиллом и это действительно углубляет их отношения. Но сегодня, пожалуй, даже самый гуманистически ориентированный психолог счел бы такой уровень открытости чрезмерным:

- Моя жена пукала по ночам. Люди называют такие вещи особенностями поведения, но на самом деле это – часть личности. Никто не совершенен, вопрос только в том, совершенны ли вы друг для друга.

Помимо прочего, этот фильм еще и развенчивает популярную иллюзию о том, что аутентичная жизнь в соответствии с собственным выбором , обязательно успешна и безмятежна. Гас Ван Сент настойчиво сравнивает модные рубашки Ламбо с затертыми воротничками Шона. И для Ван Сента, и для Шона, дело не в успехе, дело в подлинности.

- И уж, конечно, я никогда не жалел, что не попал на тот матч.